Иные материалы для изготовления различных украшений

   Наряду с металлами, благородными камнями и цветной эмалью, в производстве украшений известны и иные классические материалы, также преимущественно натурального происхождения. К наиболее употребимым принадлежат морской и речной жемчуг, кораллы, слоновая кость, черепаха, перламутр и янтарь.

   Благородный жемчуг. Жемчуг является ценнейшим даром моря и по красоте приравнивается к драгоценным камням. Как и камни, жемчуг очень рано стали заключать в оправу из благородных металлов и использовать в виде украшения. Жемчуг всегда пользовался огромной популярностью. К прекраснейшим экземплярам относятся жемчужины, которые вылавливаются близ побережья Цейлона и обладают светлосеребристым свечением без дефектов перламутрового отлива. Восточный жемчуг вообще ценится высоко и часто имеет бледно-желтый отлив, тогда как американский скорее голубоват. Однако известен также розовый, красноватый и черный жемчуг. Не только цвет, но также величина и форма определяют ценность жемчуга. Ровной круглой формы большие жемчужины называются крупным или бурмитским жемчугом, он продается поштучно. Особенно большие жемчужины совершенной формы называются "парангонами", в то время как угловатые большие жемчужины неправильной формы носят название "уродцев". Из-за своей фантастической формы они охотно использовались в эпоху Ренессанса и позднее в качестве фрагментов человеческого и звериного тела в изделиях прикладного искусства. Наконец, самый маленький, мелкий жемчуг, который зачастую едва превышает пшеничное зерно, применялся для украшения женской одежды. Жемчужное шитье было особенно популярно в XVI веке. Наряду с названным жемчугом, существуют овальные, грушевидные и неправильные угловатые экземпляры, которые называют зобным или барочным жемчугом. Поскольку природа сама поставляет готовый жемчуг, человеку мало что остается делать. Все жемчужины просверливаются и нанизываются друг за другом на одну нить или носятся как подвески. Наряду с подлинными жемчужными раковинами (Meleagzina margaritifera L.), которые водятся в южных морях, речные раковины (Margaritana margaritifera Retz.) также вырабатывают жемчуг, который однако по большей части меньше морского и уступает ему по красоте и ценности. В XVII и XVIII веке среднеевропейские реки и речушки (например Влтава и Белый Эльстер) еще оставались богатыми бассейнами для ловли жемчуга.

   Кораллы. Другой продукт моря, твердый как камень осевой скелет благородных кораллов - (Corallium Rubrum Lam.) ювелиры уже с древнейших времен столь же охотно перерабатывали в украшения. В живом состоянии благородный коралл - разновидность полипа, обитающая на большой глубине в теплых морях. Коралл образует неправильной формы ветвистое красное деревцо, достигающее полуметровой высоты, которое прикрепляется на скалистом основании. Окраска коралла сильно варьируется от светлорозовых оттенков до темных, кроваво-красных образцов, изредка встречаются кораллы белого или черного цвета. Первоначально предпочитали темнокрасные кораллы, долгое время особенно ценили образцы розового цвета и с помощью перекиси водорода отбеливали интенсивно красные кораллы, чтобы удовлетворить капризам моды. Сырье обрабатывается по-разному: или, по возможности, оставляется в натуральном, состоянии только слегка полируется, или же на токарном станке нарезаются бусы линзообразной, шарообразной формы в виде палочек. После просверливания они нанизываются цепочкой или непросверленные как драгоценный камень оправляются в благородный металл; этот великолепный материал используется еще в качестве сырья мелкой пластики и из него изготовляются фигуры или рельефы, нередко с изображениями зверей или людей. Подлинные кораллы, как и жемчуг, часто имитируются в стекле. Кораллы были особенно популярны в Украине в прошлые века как обязательный элемент национальной украинской одежды зажиточных (часто замужних) женщин - коралловое намисто (розовые и красные коралловые бусы) являются неприменным атрибутом украинского национального костюма, их можно видеть в краеведческих музеях Украины.

   Янтарь. Тысячелетняя окаменевшая хвойная смола, - янтарь - также является даром моря. Уже в седой древности занимались добычей "золота моря", собирая его на морском берегу, а позднее вылавливая сачками и так называемыми "острогами". В этом случае сидя в лодке в ясные дни ворошили длинным крюком камни на морском дне, течение воды подхватывало янтарь, который затем вылавливался маленькими сетями. Что янтарь еще в древние времена употреблялся в качестве декоративного материала, - об этом свидетельствуют многочисленные находки янтаря в микенских гробницах, которые можно датировать приблизительно 2000 годом до н. э. На севере уже люди каменного века носили украшения из янтаря, о чем говорят богатые находки в Шварцорте XV века до н. э. Янтарь был очень популярен в античности и привозился морем и по суше в Грецию и позднее в Рим и римские провинции. Янтарные украшения всегда охотно носили во многих странах, им приписывали целительные свойства. Известен совершенно светлый прозрачный янтарь, янтарь от золотисто-желтой до темно-коричневой и красновато-коричневой окраски и всех оттенков, которые находятся между ними. Янтарные бусы, могущие быть различной формы (оливкообразные, круглые и пр.) обтачиваются на токарном станке и после этого полируются. Прозрачные бусы часто ограниваются, а в последнее время предпочитают модные ожерелья из необработанного и только просверленного янтаря.

   Слоновая кость. К древнейшим и различно применяемым в ювелирном деле материалам принадлежит слоновая кость, слоновий бивень. Ее можно точить, сверлить, пилить, обрабатывать рашпилем, шлифовать, резать, выскребать и придавать ей разнообразную форму. Поверхность обработанного предмета можно к тому же гладко отшлифовать и отполировать. Из слоновой кости изготовляли не только украшения, вроде браслетов, сережек, бус и застежек, но также ларцы, табакерки и сосуды; кроме того, уже в раннее время она служила художникам как благородный материал для вырезания изображений. Очень эффектно в сочетании со слоновой костью выглядит золото. В Европе в XVI и XVII веке слоновая кость ценилась очень высоко, и ее художественная обработка оказала влияние на африканские изделия из этого материала. Сегодня из-за варварского истребления слонов ради слоновой кости использование этого материала в ювелирном деле уменьшается, и мы активно призываем воздерживаться и не приобретать изделия с использованием слоновой кости.

   Черепаха. Мир животных дает производству украшений еще один ценный материал в виде черепашьего панциря. Существует темный и светлый, так называемый золотистый панцирь, который пропускает свет и потому пользуется особым спросом. Чистота рисунка и интенсивность цвета также играют важную роль при оценке панциря. Его охотно применяют для заколок волос и гребней, при изготовлении табакерок, черенков и инкрустированных изделий. Он может расщепляться, смягчаться на огне, изгибаться, прессоваться в форме и соединяться в одно целое, затем в твердом состоянии он хорошо поддается обработке с помощью пилы, напильника и рашпиля. Наконец, черепаху шлифуют и полируют, например, венским известняком. Искусно обработанный ажурный панцирь очень высоко ценился как украшение для волос в различные эпохи, равным образом в конце прошлого века и перед первой мировой войной. Поскольку подлинный панцирь всегда был дорог, его часто имитируют посредством рога, галалита и сходных дешевых пластмасс. Мы не рекомендуем сегодня использовать черепаховый панцирь как украшение, так как хищническое истребление этих животных и разрушение мест их естественного размножения проводит к резкому уменьшению численности черепах в природе.