УДК 549:291,33
ББК 86.41:26.31
  К.305
 

Самоцветы и драгоценные камни Украины
Топаз - истинная краса Волынской земли и гордость Украины

   Топаз был одним из излюбленных ювелирных камней в античном мире. Его ценили не только за красоту, твердость, но и верили в его целебные свойства. Считалось, что самоцвет помогает при слабости, близорукости сумасшествии, он дарует мужчинам мудрость и рассудительность, а молодым женщинам - красоту и избавляет их от бесплодия. Чешский лапидарий 1389 г. приписывает топазу способность останавливать кровотечение, примирять поссорившихся, придавать общительность.

   На фото справа - крупный коллекционный кристалл (образец) голубого украинского топаза из Володар-Волынского пегматитового поля Житомирской области Украины. Природная форма цельного кристалла с небольшим сколом - выколком по спайности. Именно так выглядит типичный украинский натуральный природный голубой топаз. Рядом для сравнения - металлический складной стакан с филигранью и российским астрофиллитом (кабошон), тигровый глаз и стеклянный стакан.

   Вероятнее всего, название минерала произошло от санскритского "тапас" - огонь. Этим как бы подчеркивались его высокие ювелирные качества. Однако в словарях, учебниках и популярной литературе дается другое истолкование названия, связанное с ошибкой Плиния Старшего, который писал: "Топаз поныне в отличной состоит славе, по особенному роду своей зелени, и когда был открыт, то предпочтен был всем драгоценным камням. Открытие сие состоялось на острове в Аравии, называемом Хитис. Топаз нашли морские разбойники, потерпевшие бедствие и лопающие коренья для утоления голода,- мнение Архелая. Юба сказывает, что в Красном море есть остров Топазон, туманами покрытый, и того ради плавателями часто искомый, отчего оный и название получил. Ибо топазить на троглодитском языке значит искать. Первый топаз привезен наместником царским Филемоном для царицы Веренисы, матери следовавшего потом Птоломея. Опыт чрезвычайно ей понравился, и из него была сделана статуя Арсинои, супруги Птоломея Филадельфа, в четыре локтя, поставленная в Капище, которое называлось золотым".

   О. Гардуен, переводчик энциклопедии Плиния на французский язык, полагал, что здесь речь идет о хризолите. Учитывая размеры камня "в четыре локтя", можно заключить, что это не хризолит и не топаз в нынешнем понимании. Древние топазом называли какие-то зеленые камни, выделяя среди них празоид и хрисоптер. Примечательно, что еще 3500 лет тому назад на одном из островов Красного моря был обнаружен хризолит, представляющий собой золотисто-зеленую разность минерала оливина. Кристаллы и изделия из хризолита с этого острова археологи находили при раскопках в Александрии, Греции, Италии и Иерусалиме. У арабов остров назывался Зебергед, так же они именовали и камень-хризолит с этого месторождения. Теперь остров, расположенный в 300 км на восток от г. Асуана, принадлежит АРЕ и именуется Сайт-Джонс. Лишь в 1900 г. забытое месторождение хризолита на нем было вновь открыто, и самоцветные кристаллы, получившие коммерческое название "левантийских перидотов" и "вечерних изумрудов", распространились по всей Европе. С 1958 г. добыча хризолитов на острове Сант-Джонс временно прекращена.

   Граненый оливково-зеленый хризолит чистой воды весом 192,60 кар с острова Сант-Джонс входит в число семи исторических камней Алмазного фонда СССР. Самый же крупный в мире ограненый хризолит с острова весом 310 кар хранится в музее Смитеонианского института в Вашингтоне.

   В СНГ хризолит (перидот) эпизодически добывают на Таймыре (месторождение Кугда на севере Красноярского края) и в Восточных Саянах, встречается он и на Камчатке. Когда в кимберлитовых трубках "Удачная-Восточная" и "Айхал" в Якутии наряду с алмазами были найдены скопления пригодного для огранки хризолита, некоторые ювелирные предприятия вначале от него отказывались, поскольку хризолит имел золотисто-желтую, а не зеленую окраску. Хризолит найден также в метеоритах и лунных образцах.

   А теперь продолжим рассказ о настоящем топазе. Самоцветный топаз - фторосиликат алюминия - встречается в недрах довольно редко и притом в немногих уголках земного шара. Издавна славились на весь мир замечательные топазы желтовато-красного, светло-фиолетового и голубого цвета, добываемые с 1696 г. в копях Бразилии. На мировом рынке широким спросом ранее пользовались розовые топазы месторождений Мадагаскара, Японии и отчасти Австралии, а также бледно окрашенные топазы Саксонии.

   В XVIII в. цветные топазы были найдены на Урале и в Забайкалье. Отличаясь густотой и интенсивностью окраски, разнообразием тонов, чистотой кристаллов, русские топазы сразу обратили на себя внимание ювелиров мира. Долго за рубежом их называли "сибирскими алмазами". На Урале топаз начали гранить в конце XVIII в. К тому времени здесь за минералом закрепилось название "тяжеловес", данное ему уральскими горщиками за высокий удельный вес (3,55 г/см3). В Сибири и на Урале в народе и теперь этот камень так и называют. Украинский топаз фрагментарно упоминался в научной литературе еще в XIX веке.

   Первооткрывателем волынских топаза, мориона, дымчатого кварца и берилла является Г. И. Оссовский, нашедший их в 1867 г. В с. Городище по р. Ольшанке профессор Киевского университета К. М. Феофилактов (1818-1901) в 1880 г. нашел образец винно-желтого топаза. Лишь спустя полвека на Волыни было открыто месторождение технических и ювелирных топазов, которое было единственным промышленным в СССР.

   По поводу открытия в Украине ювелирных топазов А. Е. Ферсман писал: "Среди пашен и полей ее волынского раздолья были открыты замечательные пегматитовые жилы с темными, почти черными дымчаты ми кварцами и голубыми, золотистыми или бесцветными топазами (тяжеловесами). То, что составляло раньше гордость и единственную прерогативу Урала, теперь в изобилии имеется на Волыни".


Топаз. Кристалл ~30 см. Володарск-Волынское пегм. поле, Украина. Образец: ФМ. Фото: © А.А. Евсеев.

   Расскажем одну полесскую легенду. В Житомирском уезде Волынской губернии среди раздолья лесов и полей затерялся хуторок Остронь. На хуторе в покосившихся хатах под соломенными крышами жило несколько многодетных крестьянских семей, а в рубленом доме - егерь, охранявший панский лес. Старый хуторянин Панас был конюхом и пахарем. Земля тут - один желтый песок, но зато лен родится на славу. Шел как-то Панас привычно за сохой, поглядывая под ноги да беззлобно покрикивая на лошадь. Неожиданно взгляд на миг задержался на вывороченном сохой камне, ярко и холодно сверкнувшем в лучах утреннего солнца. Поднял пахарь закругленный камень величиной с куриное яйцо, стряхнул приставший к нему песок. Никогда старик не видел прежде таких камней цветастых. Одна половина была желтой, что клен осенний, а другая - нежно-голубого тона. И камень какой-то уж очень холодный и тяжелый.

   Принес Панас домой свою необычную находку, а камень так и играет в лучах солнца. Дочка Ганнуся не может налюбоваться - уж очень он ей приглянулся. Такой же голубоглазый, как и она, да и сверкает, словно зеркало. Носила дивчина каменное диво на груди, рядом с медным крестиком и ладанкой с одолень-травой (русалочным цветком - валерианой). Как-то увидела камень-самоцвет у Ганнуси подруга и рассказала об этом своему ухажеру - егерю, а тот донес пану. Прискакал пан в Остронь и сразу к дому старика. Как увидел пан самоцвет, побагровел весь, задрожал и выхватил его из рук Ганнуси. Так и не указал старый Панас место, где нашел самоцвет. Вскоре он умер, не успев рассказать людям добрым о месте своей находки. А через полгода уехал пан. Крестьяне тогда и пустили помещику "красного петуха". Сгорели панские хоромы, а кованый сундук с деньгами и драгоценностями остался невредимым, хоть и обгорел снаружи. Вернулся пан, как только о беде прослышал да скорее к сундуку кинулся сокровища пересчитывать. Но что за наваждение: желтый с голубизной самоцвет превратился в серый невзрачный кусок, похожий на обычное мутное стекло. От нагревания камень обесцветился.

   Расскажем подробнее о свойствах топаза. Это очень твердый минерал, он царапает не только стекло, но и горный хрусталь, занимая восьмую ступень шкалы Мооса. Чаще всего в занорышах (больших полостях в породе, жеодах) попадаются кристаллы с одной головкой. Кристаллы же, увенчанные головками с обеих сторон, образуются лишь в зоне выщелачивания в условиях свободного роста, сохраняя чистоту и прозрачность.

   На призматических гранях заметна тонкая естественная штриховка вдоль удлинения кристалла, часто наблюдаются следы растворения в виде своеобразных фигур травления - борозд, треугольников, конусов, различных углублений и выемок. Обычно более крупные кристаллы топаза мутнее мелких и переполнены газово-жидкими пузырьками - включениями. Иногда количество этих флюидных "консервов" так велико, что камень становится непрозрачным, молочно-белым.

   Пузырьки при нагревании становятся однородно жидкими или газовыми; температура, при которой это происходит, соответствует примерно температуре кристаллизации самого минерала. Так удалось выяснить, что топазы в камерных пегматитах Волыни образовались из горячих газовых растворов в интервале температур от 350 до 500 oС.


Топаз. Володарск-Волынское пегм. поле, Украина. Образец: ФМ. Фото: © А.А. Евсеев.

   Во время замедленного роста кристаллы топаза могли захватывать одновременно кристаллизующиеся с ними минералы. В волынских топазах присутствуют включения таких минералов-"узников": это слюды, зеленый турмалин и флюорит, криолит, рутил, кварц, альбит, колумбит, галит, сильвин и др. Примечателен в этом отношении пейзажный топаз "Ростов Великий", в котором вростки белых игольчатых кристалликов альбита и флюорита образуют объемную картину города с лядами рубленых домов и многоглавых церквей.

   Отдельные кристаллы топаза бывают снаружи окутаны беловато-серой "рубашкой", представляющей собой смесь слюды и каолинита толщиной в несколько миллиметров. Если повернуть такой кристалл вниз головкой и посмотреть сверху через идеально гладкую поверхность спайности, то создается впечатление, что заглядываешь в глубокий колодец с отполированными стенками. При этом свет проникает в прозрачный желтовато-коричневый или голубоватый кристалл и отражается от внутренней поверхности матовых снаружи граней головки.


Флюорит (включения в топазе). Поле изображения ~8х6 см. Володарск-Волынское пегм. поле, Украина. Фото: © А.А. Евсеев.

   Топаз в камерных пегматитах при благоприятных условиях роста может образовывать огромные правильиые кристаллы. Долгое время наибольшим в мире был кристалл топаза весом 64 кг, найденный в Норвегии. Затем в Бразилии были добыты кристаллы весом 238,4 и 270,3 кг. Самый крупный из них демонстрируется в Музее естественной истории в Нью-Йорке.

   В экспозиции Музея естественной истории в Вене в 1976 г. появился прозрачный кристалл топаза желтого цвета размером 43X41x40 см и весом 117 кг, добытый в самоцветных копях Бразилии. Это самый крупный в мире кристалл ювелирного топаза.

   В 1911 г. в занорыше пегматитовой жилы близ с. Мурзинка, в копи Мокруша, был обнаружен самый большой из найденных на Урале великолепно ограненный зеленовато-голубоватый кристалл топаза весом 32 кг. Правда, он был малопрозрачен и не отличался особыми ювелирными достоинствами. Менее значительный по размерам винно-желтый камень чистой воды без всяких пороков весом около 13 кг был добыт в 1840 г. на знаменитом месторождении самоцветов "Дорогой Утес" на Борщовочном хребте в Забайкалье.

   Украина гордится своими топазами, которые не только по красоте, ювелирным качествам, но и по величине отдельных кристаллов занимают исключительное место среди топазов других месторождений мира. Находка крупных прозрачных кристаллов весом от 1 до 50 кг на Волыни была обычным делом. Очень редко здесь попадаются и более крупные кристаллы-красавцы. В пегматитах Волыни обнаружили прозрачный, без трещин и посторонних включений кристалл топаза чистой воды весом 68 кг. В 1964 г. при разработке одного из занорышей объемом в несколько десятков кубических метров обнаружилось целое "семейство" кристаллов топаза общим весом более полутонны. Почти все они росли основаниями к стенке занорыша, а головками - вверх и потому имели прекрасную естественную огранку.

   Под руководством геолога Ю. Г. Сорокина, знатока и исследователя волынских самоцветов было добыто около сотни крупных кристаллов топаза окрашенных в розовые, желтоватые и светло-голубые тона Особенно выделялся среди них гигант весом 117 кг, длиной 82 см и толщиной 37 см. По размерам это был третий в мире одиночный кристалл топаза. Центральная часть его желтая, периферическая - винно-желтая, цвета мадеры. Головка совершенно прозрачная а основание замутнено обильными включениями газовых пузырьков. Кристалл оказался трещиноватым и при извлечении из породы, к сожалению, распался на крупные обломки по спайности. Эта потеря окупилась тем, что на противоположной стороне занорыша был обнаружен еще один кристалл весом 110 кг прекрасной сохранности и удивительной чистоты. Впоследствии из него было извлечено около 50 кг кондиционного ювелирного топаза.

   Небезынтересно, что на Волыни геологи нашли обломок гигантского кристалла топаза, представляющий собой выколку по спайности, голубого цвета с винно-желтой по краям оторочкой. Если мысленно дорисовать первоначальные геометрические очертания кристалла, то можно предположить, что вес его составлял примерно 200 кг. Образованию таких крупных кристаллов способствуют большие размеры занорыша и спокойная, медленная кристаллизация из горячих растворов, имеющих постоянный состав и режим.

   Для украинских топазов характерна широкая гамма цветов - от бесцветного, бледно-розового, желтого, голубого, синего до густо-желтого, коричневого и даже красного. Есть кристаллы чистые и прозрачные, как колодезная вода. Наиболее крупные кристаллы часто бесцветные либо отличаются нежно-розовым или легким палевым оттенком. Значительно большую ювелирную ценность имеют густо окрашенные камни.


Топаз. Володарск-Волынское пегм. поле, Украина. Образец: ФМ. Фото: © А.А. Евсеев.

   Разнообразие окраски топазов и ее природа издавна привлекали внимание исследователей. Чередование голубых и розовых зон в кристаллах топаза до сих пор не получило удовлетворительного объяснения. К сожалению, кристаллы топаза насыщенного розовато-оранжевого и розового цвета под длительным воздействием солнечного света блекнут и теряют свою неповторимую "топазовую" окраску. Кроме солнца, цвет у топаза изменяет и время. В одном минералогическом музее Англии двухцветный кристалл топаза с голубыми и розовато-коричневыми участками под воздействием дневного света на протяжении нескольких десятилетий стал целиком голубым. Поэтому оранжевые, винно-желтые и розовые топазы принято хранить в темноте под специальными светонепроницаемыми экранами.

   Голубому же камню свет так фатально не страшен. Природа радиационной окраски топазов очень сложна и обусловлена примесью ионов трехвалентного титана и дефектами кристаллической решетки - дырчатыми центрами.

   Топаз в Украине называют полесским солнечным камнем. Этот украинский самоцвет не только украшает витрины многих минералогических музеев мира, но и используется при выделке ювелирных изделий высочайшего качества. При огранке топазу обычно придается ступенчатая или бриллиантовая форма.

   На Волыни топаз извлекается попутно с другими цветными камнями и ценными для промышленности минералами, встречаемыми в камерных пегматитах. До недавнего времени добыча самоцветов велась в карьерах, напоминавших амфитеатры древних греков или римлян. Огромными уступами карьер спускался к занорышу в гранитном массиве. Теперь внедрена более прогрессивная технология добычи. Современные геофизические приборы помогают геологам на глубине "видеть" пустоты с кристаллами самоцветов. Горнопроходческие машины пробивают дорогу к занорышам на глубину до 100 м. В шахтах труд горняков облегчают погрузочные машины и другие механизмы.

   Добытый из недр самоцвет - еще не украшение. Для того, чтобы он раскрыл свою красоту и прелесть, необходимо вдохновенное прикосновение рук мастера. При помощи алмазных инструментов кристаллы и их обломки превращаются в сверкающие вставки для кулонов, колец, сережек, заколок, затем их оправляют в золото и серебро.

   Топаз - ценное ювелирно-ограночное сырье. Сколько нужно переработать пустой породы, чтобы добраться до него и извлечь на солнечный свет! Выход ювелирного топаза в виде прозрачных кристаллов и штуфов без трещин, включений и других пороков, да еще окрашенных в интенсивно голубые, розовые и мягкие желтые и коричневые тона, составляет примерно пятую часть общей массы добываемых образцов.

   "По своей красе волынские топазы не имеют себе равных в мире", - справедливо писал в 1961 г. Б. А. Гаврусевич. Не случайно заказы на украинские бериллы, дымчатые кварцы и топазы поступают от ювелирных фирм США, Италии, Франции, Англии, Германии и других стран. Как и в давние времена, не проходит мода на топаз.